Те, кто хоть раз был на карьере наверное заметил, что грузовик БелАЗ ездит по проводам как троллейбус. Такую гибридную компоновку в серийном производстве воплотили в Беларуси, хотя до этого ни один конструктор пытался сделать грузовик с питанием через электрические провода.
Впервые идея с постройкой автомобиля с электродвигателем, который получал бы энергию через провода прозвучала еще в начале прошлого года в журнале «Автомобиль». Статья была опубликовала в марте 1902 года, а воплотить данную идею в жизнь решился завод Петра Фрезе. Граф Шуленберг разработал электрооборудование и в том же году был построен первый опытный образец. Он и получил название троллейбус и работал от линии напряжением 110 вольт, а сила тока составляла 7 ампер. С проводом электрическая установка соединялась кабелем, который на конце имел тележку, которая и скользила по проводу во время движения. Идея показала свою перспективность, но дальнейшего развития не последовало.
А спустя тридцать лет снова начали говорить о грузовом троллейбусе, который решили оснастить аккумуляторами большой емкости, чтобы троллейбус мог определенное время двигаться самостоятельно. За основу был взят пассажирский троллейбус ЯТБ, у которого вместо пассажирского салона была сплошная грузовая платформа.
Затем решили построить грузовик, который имел бы не только электрический привод, но и обычный двигатель внутреннего сгорания. Это позволило бы грузовику ездить как на электричестве, так и в местах, отдаленных от электрических проводов.
Так что, в 1952 году в Харьковском троллейбусном депо на основе грузовиков МАЗ-205 и ЯАЗ-210Е были построены троллейвозы-электросамосвалы, выпуск которых позволил существенно экономить на использовании техники в карьерах. Спустя два года еще один троллейвоз-электросамосвал выпустили на основе МАЗ-525Т. Его оснащали двумя троллейбусными электродвигателями ДК-202 суммарной мощностью 172 кВт.
Положительных качестве было много, но и был один существенный недостаток. Экскаваторы постоянно продвигались вглубь карьера, а постоянно доставлять новые столбы под электрические провода было проблематично. Так что, встал вопрос о создании грузовика, который не только питался от электричества, но еще имел дизельный двигатель под капотом.
В 1964 году в Беларуси построили гибридный БелАЗ-7524-792 65. 40-тонный самосвал имел 520-сильный дизельный двигатель, а также трехсоткиловатный генератор ДК-508Б. Дизельный мотор испытывали в карьере на перевозке песка, а вот троллейные качества самосвала проверялись ночью прямо в Минске.
Первый серийный самосвал построили в 1966 году и отправили на Кузбас, а в 1968 году было построено еще два самосвала-троллейбуса. Но, комиссия посчитала нецелесообразным использовать данную технику в карьерах, где нет затяжных подъемов.
Но, от идеи не отказались, ведь спустя двадцать лет белорусские конструкторы создали 110-тонный БелАЗ-75191. При этом было установлено, что экономически эффективно использовать самосвалы-троллейбусы в карьерах, глубиной от 300 метров. Причем, не должно быть много поворотов. Понятно, что таких рудников не так много.
|
|||||||||||||||||
Те, кто хоть раз был на карьере наверное заметил, что грузовик БелАЗ ездит по проводам как троллейбус. Такую гибридную компоновку в серийном производстве воплотили в Беларуси, хотя до этого ни один конструктор пытался сделать грузовик с питанием через электрические провода |
2008 - 2024 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |