В конце 50-х годов в Советском Союзе активно занялись освоением регионов Крайнего Севера. Чтобы обеспечить почтовое сообщение была выдвинута оригинальная идея построить аэросани. А за основу для этого решено было взять серийный автомобиль ГАЗ М-20 «Победа». Понятно, что идея аэросаней не была новой, но вот создать ее на основе серийного автомобиля еще никто не пытался. Что же касается аэросаней, то в СССР их использовали еще в 30-х годах.
Ранее использовались аэросани НКЛ-16, но к 50-м годам они сильно были изношены, так что появился вопрос о их замене. Разработать аэросани на основе «Победы» поручили вертолетному бюро, а согласно утвержденным в 1957 году Министерством связи условиям, данный транспорт должен был иметь отапливаемую кабину, где размещались два человека — водитель и почтальон.
Кабина отделялась от грузового отсека перегородкой с небольшим окошком. Объем отсека составлял 1,2 кубических метра и аэросани могли в нем перевезти полтонны писем по снежному покрову глубиной в 20-30 сантиметров. Скорость аэросаней должна была составлять 40 км/час, а проект получил название «Север-2».
От ГАЗ М-20 конструкторы вертолетного бюро оставили не только кузов, но и сидения, переднюю подвеску и рулевое управление. Амортизаторы задних лыж взяли с вертолета Ка-15, а жалюзи охлаждения двигателя с самолета Як-12. Изначально на аэросани планировали поставить авиационный двигатель М-11Ф на 160 лошадей, используемый на самолете По-2. Но, его конструкторы отвергли из-за низких характеристик, да и он уже был давно морально устаревшим. Так что, было решено остановиться на Аи-14, выдающем уже 260 лошадей. 31 января 1958 года был заключен договор с Министерством связи и конструкторы приступили к работе.
А уже 13 марта был построен первый ходовой макет. От стандартных тормозов конструкторы отказались, установив на аэросани реверсивный винт. Он не только позволял обеспечить эффективное торможение, но и еще давал возможность передвигаться задним ходом.
Изначально лыжи планировали обеспечить подогревателем, но затем просто их подошвы подбили тефлоном. Этот материал был настоящей находкой, ведь мало того, что имел наименьший коэффициент трения, так еще при любой температуре не примерзал к снегу или люду.
В январе 1959 года прошли испытания первого экземпляра, а осенью того же года первая партия готовых аэросаней отправилась в Комсомольск-на-Амуре. Понятно, что у «Севера-2» были недостатки и заключались они в автомобильных узлах, которые быстро выходили из эксплуатации. После определенных доработок аэросани в 1960 году были выпущены в количестве ста экземпляров. За четыре зимы общий пробег всех «Северов-2» составил полтора миллиона километров, а в 1964 году им не смену пришел более вместительный и надежный Ка-30, построенный на основе «Рафика».
|
|||||||||||||||||
В конце 50-х годов в Советском Союзе активно занялись освоением регионов Крайнего Севера. Чтобы обеспечить почтовое сообщение была выдвинута оригинальная идея построить аэросани. А за основу для этого решено было взять серийный автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» |
2008 - 2024 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |