После войны конструкторам НАМИ поставили задачу, которую ранее еще не решал никто в автомобилестроении — построить грузовой автомобиль, который будет работать на твердом топливе. Дело в том, что в послевоенное время в Советском Союзе были проблемы с бензиновым и дизельным топливом, а в некоторые районы его было практически невозможно доставить. Другое дело обстояло с твердым топливом, а именно дровами, ведь древесины хватало в избытке. Особенно в северных районах.
Из-за острой нехватки бензина и дизеля проблему частично решали с помощью газогенераторных автомобилей. Но, их установки были не только капризными, но и громоздкими. Их выпускали не Уральском и Горьковском заводах, но они массового распространения не получили, так как двигатели отличались небольшой мощностью.
В НАМИ за основу для своего грузовика НАМИ-012 решили использовать семитонник ЯАЗ-200. На Ярославском заводе его начали выпускать еще в 1947 году и грузовик отлично себя зарекомендовал в эксплуатации.
Паровые грузовики ранее уже выпускались в Европе, хоть и небольшими партиями, но они работали на угле, а вот конструкторы НАМИ решили использовать в качестве топлива дрова. Грузоподъемность НАМИ-012 составляла шесть тонн, а полная масса грузовика доходила до 14,5 тонн, причем, сюда еще входило 400 килограмм дров в специальных бункерах, а также 380 литров воды в котле парового двигателя.
Расход дров с влажностью 47% конструкторы предполагали в пределах 4-5 килограмм на сто километров пробега. А максимальная скорость НАМИ-012 должна была составить 40-45 км/час. Изначально грузовик имел колесную формулу 4х2, но была предусмотрена возможность полноприводной версии.
Так как паровая установка была очень объемной, то переднюю кабину установили прямо над передним мостом. Она была трехместной и сразу за ней конструкторы разместили машинное отделение. За ним уже находилась грузовая платформа. Закладка дров могла осуществляться с кузова, для чего в крыше машинного отделения конструкторы предусмотрели специальный люк.
Трансмиссия парового грузовика состояла из двухступенчатого редуктора и трехдискового сцепления и карданного вала. Управление автомобилем было очень простым, так что совладать с паровиком мог любой водитель, который имел опыт с ЯАЗ-200.
В 1950 году прошли первые испытания парового грузовика и НАМИ-012 показал отличные результаты, ведь до скорости 35 км/час разгонялся быстрее, чем ЯАЗ-200. Крутящий момент был больше в пять раз, а использование твердого топливо сделало грузовик экономичнее на 10%.
К сожалению, у НАМИ-012 была недолгая жизнь, ведь в конце 50-х паровой грузовик сняли с производства, а все выпущенные экземпляры через несколько лет утилизировали.
|
|||||||||||||||||
После войны конструкторам НАМИ поставили задачу, которую ранее еще не решал никто в автомобилестроении — построить грузовой автомобиль, который будет работать на твердом топливе. Дело в том, что в послевоенное время в Советском Союзе были проблемы с бензиновым и дизельным топливом, а в некоторые районы его было практически невозможно доставить |
2008 - 2025 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |