В 50-х годах началось активное освоение Антарктики и сразу же остро стал вопрос о необходимости специального транспорта. Это было вызвано очень суровыми условиями эксплуатации — низкая температура, высокогорье, сильный ветер, достигавший скорости 50 м/с, а также фирновыми снегами, которые из-за сильного мороза имели свойство сыпучести, как у песка.
Изначально для покорения Антарктики применяли «Пингвина», который был быстро построен на основе плавающего танка ПТ-76. К проходимости «Пингвина» не было претензий, как и к надежности. Но, данный транспорт был очень тесен, так что длительное время пребывать в нем экспедиции было не комфортно.
А задание построить новый антарктический транспорт, было поручего харьковским инженерам из завода транспортного машиностроения. Так, в 1958 году на свет и появилась «Харьковчанка», ставшая настоящий антарктическим крейсером.
За основу харьковчане взяли артиллерийский тягач АТ-Т, но произвели существенные его доработки. База стала длиннее на два катка, раму сделали полой и полностью загерметизировали. В передней части «Харьковчанки» поместили дизельный двигатель на двенадцать цилиндров, пятиступенчатую коробку передач, один топливный бак и масляные баки. Остальные топливные баки общей емкостью в 2500 литров были размещены в средней части рамы. Сзади на раме были установлены два мощных отопителя, способных в час выдавать двести кубометров горячего воздуха.
Такая компоновка позволила как можно больше пространства получить для жилого модуля. Кроме того, получился заниженный центр тяжести, что также немало важно, учитывая четырехметровый «рост».
Длина в 8,5 метров и ширина в 3,5 метров позволили внутри «Харьковчанки» создать помещение общей площадью в 28 метров квадратных. В передней части снегохода находился отдел управления, где находились водитель и штурман. За штурманом была радиорубка, а также в «Харьковчанку» поместили спальню на восемь человек, кают-компанию, небольшую кухню и туалет с подогревом.
Так как температура за бортом была около — 70-80 градусов по Цельсию, то был предусмотрен тамбур для предотвращения выстуживания транспорта при входе и выходе, а также есть сушилка для вещей.
Ширину гусеницы увеличили до одного метра, а также оснастили ее снегозацепами, что также позволяло «Харьковчанке» преодолевать водные преграды. Мощность дизеля составляла 520 лошадиных сил, но благодаря турбонагнетателям этот показатель мог увеличиваться в два раза. Скорость «Харьковчанки» была 30 км/час. Если же 35-тонный транспорт еще тащил 70-тонный прицеп, то скорость падала в два раза.
Многие полярники уверены, что лучшего транспорта, чем «Харьковчанка» для Антарктиды пока не было придумано. Это может подтвердить и тот факт, что в эксплуатации «Харьковчанки» были еще до 2008 года.
|
|||||||||||||||||
В 50-х годах началось активное освоение Антарктики и сразу же остро стал вопрос о необходимости специального транспорта. Это было вызвано очень суровыми условиями эксплуатации — низкая температура, высокогорье, сильный ветер, достигавший скорости 50 м/с, а также фирновыми снегами, которые из-за сильного мороза имели свойство сыпучести, как у песка |
2008 - 2024 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |