Интерес к реставрации классических автомобилей у людей желающих приобщить себя к миру автоэкзотики, растет с каждым днем. И тот факт, что уникальных экземпляров с каждым годом становится меньше, реставраторов и коллекционеров только подстегивает, ведь иметь очень редкий автомобиль с увлекательной историей в собственной коллекции – это особое удовольствие.
О Карибаеве Мейрхане и его раритетных автомобилях в казахстанской прессе писалось не раз…, но все эти материалы были посвящены описанию его коллекции и тому, как протекали реставрационные работы. Мы же решили написать немного о другом, – судьбах его автомобилей. Посудите сами: в СССР официально не поставлялась легковая, грузовая и мото техника иностранного производства для реализации в частные руки. Однако, не смотря на это, у многих лиц она была в личном пользовании. Как и почему это происходило, разберемся на примере двух БМВ и одного Виллиса.
Четыре года назад во время моей первой встречи с М.Карибаевым местом, куда мы приехали, стал двор частного дома, в котором меня встретил недавно восстановленный Willys МВ (Виллис ЭмБи) - 1944 года. Этот армейский внедорожник песочного цвета, был просто великолепен. Его спартанская внешность, в купе с необходимыми атрибутами в виде прикрепленных к кузову лопаты, топора и топливной канистры, намекала на то, что он не из простых работяг. Оно и верно, как оказалось, этот экземпляр один из пятидесяти двух тысяч Виллисов, поставленных в Советский Союз за время Второй мировой войны по «Лэнд-лизу» (госпрограмма по которой начиная с 1942 года США передавала союзникам боеприпасы, технику и продовольствие). Тогда же мне показали несколько снимков сделанных во время восстановительных работ, от которых на душе стало тепло. Оказывается, энтузиазм и стремление – это сильная вещь. Два года потраченных на реставрацию, и груда ржавого железа уже совершенно новый автомобиль.
И вот здесь возник интересующий нас вопрос: доподлинно известно, что боевые действия тех лет разворачивались далеко от территории КазССР – так как же автомобиль попал сюда и почему на момент покупки находился в таком ужасающем состоянии? Ответ оказался банальным до невозможности. Оказывается, что все уцелевшие Виллисы по окончанию войны остались в воинских частях и продолжали служить, как командирские авто, до того времени пока им на замену не пришли новенькие ГАЗ-67Б. Однако, острую нехватку полноприводного транспорта подобного класса испытывала не только армия, но так же многочисленные колхозы и совхозы по всему СССР. Им-то, как эстафетную палочку, и передали уже изрядно потрепанные американские внедорожники. Практически до 60-х годов Виллисы возили председателей, участковых, врачей и ветеринаров по всем необъезженным просторам Советского Союза, в числе которых были земли нынешнего Казахстана.
Что, касается, самого автомобиля «Виллис МВ», а так же его участия в военных действиях, то про это рассказано много историй. Определить, что быль, а что небыль сложно, однако среди них есть одна очень интересная. Она гласит о том, что в Северной Африке, солдаты немецкой армии, под командованием генерала Роммеля, при захвате «Виллиса» в исправном состоянии получали отпуск в два раза больше чем за захват танка!
История второго автомобиля оказалась гораздо запутаннее предыдущей. БМВ-321, в техпаспорте которого в графе «год выпуска» отчетливо значиться 1937-й год досталась Мейрхану К. достаточно давно. Он обменял этот иностранный автомобиль, находившийся в плачевном состоянии на только что отреставрированную Волгу ГАЗ-21, после чего долго и упорно занимался его восстановлением. Что же касается судьбы этого БМВ, то здесь, по мнению знатоков автостарины, существует два варианта сюжета.
Первый. Внешне автомобиль больше походит на БМВ 340, чей выпуск наладили только в послевоенные годы. Из этого следует, что автомобиль не мог быть трофейным (привезенным из разрушенной фашистской Германии по окончанию Второй Мировой). Возможно, его привезли позднее из восточного блока Советский войск, а год выпуска изменили, чтобы не возникло проблем с постановкой на учет.
Справка: чтобы поставить на учет автомобиль, привезенный из-за рубежа требовалось собрать кучу различных документов и оплатить огромную пошлину. Однако, если удавалось доказать, что авто когда-то был привезен из германии, как военный трофей, и все это время пылился в гараже, машину регистрировали без особых проблем.
Второй. По сути, БМВ 340 - это тот же БМВ 321, прошедший модернизацию, в ходе которой появилась видоизмененная внешность передней части. Так, вероятность замены лицевой стороны, скажем после ДТП, и того, что год выпуска действительно 1937-ой, тоже очень велика (омолаживание внешности машин частными лицами в Германии практикуется уже давно).
Виновник последнего сюжета тоже без сомнений был привезен из германии в послевоенные годы. Это мотоцикл БМВ R-35 1947 года. Его состояние на момент моей первой встречи с ним было просто уникальным. Подумайте только: родная краска еще в приличном состоянии, вся символика и геральдика на своих местах, а узлы и агрегаты не просто родные, но технически исправны! «Как такое может быть?» - спросите Вы. Все дело в том, что в 50-60х этот мотоцикл привез из ГДР какой-то солдат проходивший там срочную службу. Однако, после, из-за отсутствия регистрации в ГАИ, уникальная техника стояла без движения у него дома – видимо сыграло нежелание быть раскрытым и вероятность того, что мотоцикл попросту заберут. Спустя какое-то время - в конце 80-х двухколесный БМВ был продан человеку, который с великим удовольствием его купил, но как и прежний владелец решил не эксплуатировать (причины этого, до сих пор не известны). Зато достоверно известно следующее: мотоцикл простоял в квартире многоэтажного дома на пятом этаже, у очередного владельца, целых пятнадцать лет!
p.s. К сожалению на момент написания материала все выше упомянутые экспонаты из коллекции М.Карибаева уже нашли новых владельцев. Но все же мы решили не расстраиваться по этому поводу, ведь их места заняли другие авто, с не менее интересными судьбами, о которых в будущем мы обязательно расскажем на страницах нашего журнала.
|
|||||||||||||||||
Интерес к реставрации классических автомобилей у людей желающих приобщить себя к миру автоэкзотики, растет с каждым днем. И тот факт, что уникальных экземпляров с каждым годом становится меньше, реставраторов и коллекционеров только подстегивает |
2008 - 2024 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |