В 1933 году на Московском заводе имени Сталина начали выпускать трехтонный грузовик ЗиС-5. Его можно было использовать как артиллерийский тягач, транспортный автомобиль или шасси для специальной техники. В грузовой платформе можно было установить поперечные сидения, на которых могло разместиться 25 человек.
ЗиС-5 имел эластичную раму, которая на плохой дороге исполняла роль рессоры. Очень удачным на грузовике был двигатель, ведь он не только мог работать на любом сорте бензина, но еще и легко запускался в холодную погоду. Для запуска мотора на грузовике стоял 0,9-сильный стартер, но запуск можно было осуществить и вручную с помощью рукоятки.
Грузовик получился довольно успешным, так что не удивительно, что именно ЗиС-5 стал первым советским автомобилем, который пошел на экспорт. Изначально «трехтонку» в количестве ста автомобилей поставили в Турцию.
На шоссе ЗиС-5 развивал скорость в 60 км/час, а вот на грунтовке только 20 км/час. Но, зато заднеприводный грузовик практически не уступал в проходимости полноприводным автомобилям. Так что, несмотря на свой вес в три тонны грузовик легко преодолевал дорогу по размокшей и разбитой грунтовке.
В Москве выпуск ЗиС-5 осуществлялся до октября 1941 года, после чего конвейер остановили и все оборудование начали перевозить на восток. Сборку военной версии ЗиС-5 наладили в Миассе и Ульяновске. Такой вариант грузовика получил название ЗИС-5В и отличался существенно упрощенной конструкцией.
Как и в случае с полуторкой, ЗИС-5В от довоенной версии отличался отсутствием правой фары, передних тормозов и вместо трех бортов был только один задний. Кроме того, в случае с ЗИС-5В было решено еще и максимально отказаться от металлических деталей. Дело в том, что во время войны железо было на вес золота и было понятно, что автомобилям не суждено долго пробыть в эксплуатации.
Кабину для ЗИС-5В сделали полностью деревянной, крылья сделали не штампованными, а просто гнутыми, металлические подножки заменили деревянными, а также деревянный обод получило рулевое колесо, которое ранее было эбонитовым. В итоге, на каждом ЗИС-5В было сэкономлено 124 килограмма металла. А если учесть, что во время войны было выпущено 83 тысячи трехтонных грузовиков, то получается десять тысяч тонн.
До начала войны на Московском заводе было выпущено 104,2 тысячи грузовиков ЗИС-5В. После войны ЗИС-5В выпускался еще до 1947 года, а в обычной версии трехтонный грузовик собирали до 1958 года.
|
|||||||||||||||||
В 1933 году на Московском заводе имени Сталина начали выпускать трехтонный грузовик ЗиС-5. Его можно было использовать как артиллерийский тягач, транспортный автомобиль или шасси для специальной техники. В грузовой платформе можно было установить поперечные сидения, на которых могло разместиться 25 человек. |
2008 - 2025 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |