Завод имени Лихачева имел большой опыт разработки универсальных спасательных автомобилей. Это и ЗИЛ-4909, и ЗИЛ-49092, и ЗИЛ-5901. Да, этим модели проявили себя как лучшие в спасательных целях, причем, не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Так что, инженеры ЗиЛа имели хороший опыт и уже могли делать определенные выводы.
Так, для поисков приземлившихся космонавтов отлично подходило два вездехода — пассажирский и грузовой. А от шнекового привода решили практически отказаться, так что был оставлен только небольшой шнекоходный автомобиль, который легко помещался в грузовом вездеходе.
Уже в 1975 году был представлен готовый вариант спасательного комплекса ЗИЛ-49061. Он состоял из двух с половиной автомобилей. В комплекс входило два унифицированных трехосных полноприводных вездехода. Один был для пассажиров, поэтому его попросту назвали «Салон», а второй для космического аппарата, то есть грузовой, так что инженеры ЗиЛа также быстро нашли для него название — «Кран».
А на «Кране» была грузовая платформа, на которой стоял компактный шнекоход с двигателем от легкового автомобиля. Его спасательный отряд мог использовать уже в случае самой крайней необходимости, если космонавты приземлялись в действительно непроходимой местности.
А на пассажирском и грузовом вездеходах стояли более мощные двигателя от ЗИЛ-130. Правда, их переделали, так как вездеходы были и водоплавающие, а у амфибии должны быть специальная защита от попадания воды в двигатель, чтобы избежать гидроудара. Причем, некоторые детали для данных моторов даже изготовлялись вручную. Если раньше ЗиЛ ставил на вездеходы автоматы, то в случае с ЗИЛ-49061 решил перейти на более надежную механическую трансмиссию.
От водометов также отказались, установив на вездеход гребные винты. Подвеску ЗИЛ-49061 получил независимую торсионную, а тормоза только дисковые. На передней и задней осях колеса были управляемыми, что существенно улучшалось маневренность.
В связи с тем, что вездеходы создавались как аэромобильные, то конструкторы постарались максимально их облегчить. Для рамы использовали алюминиевые профили, а для кузова стеклопластик. Все машины спасательного комплекса окрашивались исключительно в синий цвет, чтобы их было легко заметить и на снегу, и в лесу, и в пустыне. Именно поэтому ЗИЛ-49061 и получил прозвище «Синяя птица».
Спасатели приняли ЗИЛ-49061 на вооружение в 1981 году. На протяжении десяти лет завод имени Лихачева построил 14 пассажирских вездеходов, 12 грузовых и еще пять шнекоходов. И, хоть Советский Союз уже давно распался, спасательный комплекс «Синяя птица» помогает работникам МЧС и по сей день.
|
|||||||||||||||||
Завод имени Лихачева имел большой опыт разработки универсальных спасательных автомобилей. Это и ЗИЛ-4909, и ЗИЛ-49092, и ЗИЛ-5901. Да, этим модели проявили себя как лучшие в спасательных целях, причем, не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Так что, инженеры ЗиЛа имели хороший опыт и уже могли делать определенные выводы. |
2008 - 2025 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |