При выражении «летающая Волга» сразу возникает ассоциация с фильмом «Черная молния». Но, еще задолго до его выходы на экраны инженеры в Горьком действительно создали летающую Волгу — ГАЗ-16.
В 1960 году на Горьковском автомобильном заводе под руководством ведущего конструктора Смолина начались работы по созданию автомобиля с улучшенной проходимостью и аэродинамической разгрузкой. Для этого ГАЗ привлек сотрудников авиационного завода имени Орджоникидзе и работников НАМИ. В новой модели хотели совместить лучшие качества автомобили и судна на воздушной подушке. Так что, ГАЗ-16 должен был получиться проходимым и экономичным.
Чтобы ездить по обычной асфальтированной дороге на ГАЗ-16 было классическое шасси с независимой подвеской, взятое по аналогии с ГАЗ-21. Двигатель взяли от ГАЗ-13 «Чайка». Это 5,5-литровая V-образная «восьмерка», выдающая 195 лошадиных сил мощности. Максимальная скорость ГАЗ-16 на ровной дороге доходила до 170 км/час.
При выезде на бездорожье гидравлические приводы убирали шасси, так что автомобиль приводился в движение уже с помощью воздушной подушки и двух нагнетателей, поднимаясь на 15 сантиметров над землей. Благодаря воздушной подушке на ГАЗ-16 можно было форсировать и водные преграды, хотя от потока воздуха и создавалась завеса из плотного тумана.
В первой версии ГАЗ-16 не было воздушных винтов, из-за чего автомобиль сильно проседал, а максимальная скорость не превышала 40 км/час. Конструкторы поняли свою ошибку, так что в дальнейшем «летающая Волга» получила два вспомогательных маршевых двигателя, каждый мощностью по 28 лошадиных сил. С помощью карданной передачи крутящий момент передавался на два винта, которые расположили в задней части. Это не только улучшалось управляемость автомобилем, но и позволяло ему двигаться задним ходом.
Дальше вышла версия ГАЗ-16Б, где уже стоял газотурбинного двигателя на 394 лошадиных сил. Он имел вес всего в 130 килограмм, так что такая версия «летающей Волги» отличалась еще более удачными динамическими характеристиками.
Хотя разработку ГАЗ-16 можно считать успешной, в реальной жизни «летающей Волге» места не нашлось. Было сразу несколько причин, по которым остановили проект. Это и громоздкость конструкции, и малая грузоподъемность, и неэкономичность, а также ограниченная область применения. Но, по словам конструкторов, главным недостатком ГАЗ-16 было нерациональное использование мощности для создания воздушной подушки. Как раз по этой причине в дальнейшем все автомобили на воздушной подушке по всему периметру получили гибкое ограждение. На сегодняшний день не уцелело ни одного ГАЗ-16, а фрагмент модели можно найти в музее ГАЗа.
|
|||||||||||||||||
При выражении «летающая Волга» сразу возникает ассоциация с фильмом «Черная молния». Но, еще задолго до его выходы на экраны инженеры в Горьком действительно создали летающую Волгу — ГАЗ-16. |
2008 - 2024 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |