В вашем классе наверняка был ученик, которого вы дразнили «ботаником». Он был лучшим по всем предметам, но вот бегать не умел. Нет, один раз на физкультуре он прибежал первым, но в тот день весь класс ушел в кино.
В автомобильном мире таким «ботаником» является Toyota. Крупнейший в мире производитель автомобиль, владелец нескольких автомобильных брендов (Lexus, Daihatsu), автор знаменитой «тойотовской» системы качества, позволившей покорить Америку… Только вот со спортивным имиджем дела у Toyota идут неважно.
Компания имела успехи в автоспорте – можно вспомнить титулы в мировом чемпионате по ралли в 90-х, и или победу в ChampCar. Но были и досадные поражения – одержать победу в Ле Мане не удалось, в «Формуле 1», несмотря на умопомрачительный бюджет (примерно $800 миллионов в год), за шесть лет выступлений – только пара вторых мест, и ни одной победы или претензии на чемпионский титул. Renault при гораздо меньших затратах отхватила уже два титула. Спортивные успехи всегда давались «тойоте» большой кровью.
Дело даже не в автоспорте. Важнее, что в настоящий момент у Toyota нет спортивных моделей. В былые времена Toyota выпускала несколько интересных «зажигалок», наиболее яркая из которых – Supra. И хотя у автомобиля появилось немало поклонников, до тотального преклонения, каким пользовался Nissan Skyline GT-R, равно как до фантастической безупречности Honda NSX, Supra не дотягивала.
А с кончиной последнего поколения Toyota Celica у компании не осталось ни одной более-менее горячей модели, а самым мощным автомобилем является внедорожник Lexus LX570.
Руководство Toyota бьет тревогу. Казалось бы, почему? Мощные спорткары не приносят космических прибылей и практически не влияют на результаты продаж. Но в их отсутствие компания воспринимается слишком скучной, а это нехорошо. Знаменитый спорткар отбрасывает тень почета на весь модельный ряд компании, и кто знает, не будь у Subaru модели Impreza WRX STi, покупали бы люди в таком количестве обычную Impreza. Спорткары – это ядерные боеголовки, которые не всегда приносят прибыли, зато устрашают конкурентов и привлекают клиентов-союзников.
И сейчас Toyota, вернее Lexus, готовит целую плеяду спортивных моделей с индексом F.
Низвергнуть BMW M3
Lexus IS, как известно, конкурирует с BMW 3 и близкими к ней моделями. Добавив к имени автомобиля индекс F, Lexus создал свой первый спорт-седан, нацеленный на борьбу с седаном BMW M3. У нас IS-F появится весной следующего года, в Японии – еще раньше.
Представители Lexus намекают, что IS-F не пытается никому подражать, а вроде как сам по себе. «У нас не было намерения делать соперника для других быстрых седанов, – говорит вице-президент подразделения Lexus Роберт Картер – Скорее, целью было создать подлинный спортивный седан, который был бы истинным «лексусом» и полностью соответствовал понятию «чистого удовольствия от вождения» на любых скоростях».
В этих словах есть доля лукавства – наверняка параметры конкурирующих автомобилей инженеры вызубрили лучше гимна родной Японии. Взять хотя бы мощности моторов: BMW M3 – 420 л.с., Lexus IS-F – 423 л.с. Но у баварцев мотор четырехлитровый, а японцы выбрали агрегат объемом пять литров, поэтому момент у него больше – 500 Н*м против 400 Н*м.
Как большинство одноклассников, Lexus IS имеет задний привод, переднюю двухрычажную подвеску, заднюю многорычажную, поэтому подходит для постройки спортивного седана. Разумеется, для серии F японцы усилили кузов и перенастроили шасси, пообещав просто-таки уйму удовольствия за рулем.
Одной из самых любопытных цифр в отношение IS-F – это цифра восемь. Что она означает? Впервые на автомобили такого класса применена восьмискоростная автоматическая коробка передач, к тому же, очень шустрая: она щелкает передачи за сто миллисекунд (то есть, теоретически, пересчитать все передачи можно за пару секунд). Для сравнения, примерно столько же времени тратит сложнейшая коробка Nissan GT-R. Но у нее «всего» шесть ступеней.
Lexus постарался насытить драйвом каждый дюйм автомобиля – коробка умеет делать перегазовки при переключении на низшие передачи, а система стабилизации отключается полностью – для вальяжного Lexus это неслыханное хулиганство. Да и внешность отличается агрессией, хотя кое-кто нашел повод для ерничанья. Портал Motor Authority так охарактеризовал облик спортседана: «На него словно надели дешевый обвес, по типу тех, что встречаются на недорогих автомобилях, импортируемых из Японии».
Как и внешность, некоторые технические решения Lexus отдают попсовостью. Скажем, при таком объеме и тяговитости можно было обойтись меньшим числом передач, но вслушайтесь в это славное сочетание – «восьми-ступенчатая-коробка-передач». На владельцев BMW и Mercedes-Benz с их семью ступенями можно смотреть свысока. Кстати, и максимальный момент мотора Lexus IS-F смещен к высоким оборотам – наверное, чтобы оправдать установку сложнейшей трансмиссии.
Кстати, шасси базового IS особой остротой не отличалось. Вот цитата из журнала «Авторевю»: «По характеру реакций IS 250 сильнее других напоминает переднеприводный автомобиль: под сброс газа он довольно интенсивно ввинчивается в вираж, а под тягой распрямляет траекторию, не допуская срыва в занос. Безопасная настройка!» Но не спроста японцы катались по трассе Фьюджи (отсюда индекс F) – IS-F кроился по спортивным канонам. Можно строить домыслы, не нарушит ли тяжелый мотор баланс масс, сделав управляемость совсем уже монорельсовой, но пока не будет живого теста – судить рано.
В конце концов, господин Картер сказал, что они создавали «истинный "лексус"». Его своеобразие может отпугнуть поклонников BMW или Mercedes-Benz, зато сформирует класс поклонников Lexus IS-F.
500-сильная «тойота»?
Чтобы развеять последние сомнения, корпорации Toyota готовит к скорому дебюту первый супер-кар Lexus – модель LF-A. Он набивается в конкуренты к очень серьезным машинам – Porsche 911, Audi R8 и даже Ferrari F430. Его цель – одолеть вершину, которая в свое время не покорилась Honda NSX – стать первым коммерчески успешным суперкаром Японии.
В качестве отправной точки, похоже, брался новый Nissan GT-R. Автомобили похожи по компоновке – двигатель впереди кабины, но в пределах колесной базы, а коробка передач смещена к задней оси (у Lexus туда же переехали и радиаторы охлаждения). Никакого родства с серийными моделями или прошлыми спорткарами Toyota нет – LF-A разрабатывается с чистого листа.
В отличие от GT-R с его 473-сильным турбомотором, Lexus делает ставку на атмосферную тягу пятилитрового V10 и обещает очень красивую цифру мощности – 500+ л.с. Так высоко японцы еще не забирались. Добавим к этому легкий кузов, который в процессе доводки из стального стал углеволоконным – по слухам LF-A может стать одним из самых легких суперкаров на рынке, а значит, и одним из самых динамичных.
Соответственно, и стоить новинка будет как истинный суперкар – например, цена для китайского рынка составляет $265 тысяч!
Гибридизация автоспорта
Если вам показалось, что Toyota/Lexus идут в кильватере таких ледоколов, как BMW M3 и Nissan GT-R, то извольте заглянуть в ближайшее будущее. Для «тойоты» оно уже стало настоящим.
Lexus LS600h весит более двух тонн, развивает пиковую мощность в 445 л.с., но в стандартизованном европейском цикле «пьет» только 9,3 л/100 км. Это на четверть меньше, чем более легкий и менее мощный BMW M3. Если сравнить с прямым конкурентом, BMW 760i, то разница в экономичности составит более 30%.
В данном случае речь идет не о «горячем» купе, но появление гибридного спорткара – вопрос времени. Toyota, озабоченная пиаром гибридной концепции, показывала бензо-электрические спорткары не единожды, и последний из них – Toyota FT-HS. Судя по индексу, со временем его переименуют в Lexus, заодно причесав несколько вычурную внешность. Зато технические характеристики впечатляют – суммарная мощность моторов около 400 л.с., время разгона до «сотни» – в районе четырех секунд.
«Автомобили, которые просто быстры, уже не удовлетворяют сегодняшних водителей, – говорит Кевин Хантер, вице-президент калифорнийского исследовательского центра Toyota. – Помимо удовольствия от вождения, автомобилисты озабочены вопросами безопасности, экологии и социальной ответственности». Это выглядит как политический манифест, но в мире, где нефть дорожает день ото дня, гибридные спорткары могут стать единственным компромиссом в борьбе зеленых водителей против горячих.
Станет ли Toyota уважаемым игроком на рынке спорткаров? Почему бы и нет. У нее есть технологии и желание быть самой-самой (типичная черта «ботаников»). Нет только легендарной истории, без которой продавать спорткары непросто. Но история – дело наживное.
|