Скидка на автомобиль в $10-15 тысяч заставит призадуматься даже состоятельного человека. Это главный, но не единственный аргумент «серых» дилеров. Но нет ли у медали обратной стороны?
На парковке напротив Бизнес-дома «Спиридонов» стоит BMW X5. Тот самый новый «хэ-пятый», который официально появится в России только в конце апреля. Он щурится фарами в стиле X3, и явно кичится, что появился в Челябинске раньше всех.
«Продажи X5 еще не начались, а квоты уже выбраны, – говорит представитель компании «Альпина» Дмитрий Охапкин, доставивший автомобиль в Челябинск. – Я узнавал у московских импортеров: автомобиль сверхпопулярен, и для сегодняшних покупателей вероятные сроки поставки – только к концу года. Также многих «мучают» лишние $25 тысяч, которые нужно переплатить, покупая автомобиль в автосалоне. Экономия при покупке у «серого» дилера может достигать 20 %, и, если заказываем автомобиль в богатой комплектации, это выливается в сумму, на которую можно купить еще одну машину».
Таким образом, «серые» дилеры привозят автомобили раньше и дешевле официальных. Но остается несколько вопросов.
Почему это работает?
Сергей Капитонов, директор компании «Авто-А», объясняет: «Я вообще против термина "серый" дилер. В нем есть намек на какую-то нелегальность, хотя это в корне неверно. Законодательство не запрещает ввоз автомобилей неофициальным путем. Серьезный поставщик платит таможенные платежи в полном объеме, и автомобиль ввозится совершенно законно. Да и обмануть таможню сложно, сейчас она подходит к делу очень ответственно. Таможенная стоимость автомобиля определяется не нами, а таможней, так что мы полностью подчиняемся правилам игры».
Тогда в чем же причина такой экономии?
«Сэкономить удается лишь на автомобилях, произведенных в США и для американского рынка – Mercedes-Benz ML, BMW X5, модели Lexus, Infinity. Причина относится к области финансовых рынков, а не таможенных схем, – поясняет г-н Капитонов. – Дело в том, что ценники на автомобили в Европе и США примерно одинаковы, но в Европе они в евро, а в США – в долларах. Если учесть соотношение курсов, это экономия примерно в 23 %. Официальные дилеры везут автомобили большой тройки из Германии, мы – из США. Экономия в цене автомобиля перетекает в экономию на таможенном платеже, поскольку он фактически пропорционален стоимости. Дело не в какой-то наценке или сверхприбыли "официалов", просто они связаны дилерским соглашением, в том числе в отношении скидок на автомобили».
По словам Сергея Капитонова, реальная экономия при ввозе неофициальным путем составляет 10-15 %: «Например, Mercedes-Benz GL в России официально стоит 92,4 тыс. евро, наша цена – 83-84 тысячи евро с учетом доставки, наших услуг и таможенных платежей. При этом "американская" машина, о которой идет речь, имеет более богатую комплектацию. Кстати, обычно автомобили для американского рынка оснащены хуже "европейцев", и это дополнительно снижает цену, но даже если доукомплектовать до уровня "европейца", получается ощутимая экономия».
Как быть с гарантией?
Сочетание «неофициальный дилер» подразумевает какую-то ущербность в отношении дальнейшей судьбы автомобиля. Но дискриминации нет: гарантию на автомобиль дает не дилер, а производитель. «Вообще никаких проблем, – говорит Дмитрий Охапкин. – Мы покупаем машины у официальных дилеров в США, и челябинский дилер обязан принять автомобиль на гарантию, а уж проводить плановое ТО – тем более. Так что человек, купивший этот X5, будет ездить в сервисный центр также, как и другие владельцы Х5».
Начальник сервисного центра компании «М-Сервис» (официальный дилер BMW в Челябинске) Дмитрий Наследов подтверждает: «Политика фирмы BMW такова, что автомобиль принимается на гарантийное обслуживание у любого официального дилера. Конечно, должны быть в порядке документы, в первую очередь, сервисная книжка с отметками о прохождении плановых ТО. Если ее нет, компания снимает с себя гарантийные обязательства. Также у BMW существует единая база данных, в которой хранятся все сервисные и ремонтные операции по всем автомобилями, подлежащим гарантии. Поэтому перед принятием автомобиля мы проверяем его гарантийную историю, но в остальном никаких ограничений нет».
Получается совсем уж розовая картина. Неужели никаких подводных камней? «В отношении гарантии – да, однако после окончания срока, естественно, мы лояльнее к нашим клиентам, чем к остальным, – продолжает Дмитрий Наследов. – Речь не идет о каком-то пренебрежении, но порой у наших клиентов возникают проблемы, и мы идем навстречу. Иногда даже оплачиваем часть дорогостоящего ремонта, если клиент не виноват в возникшей неисправности. "Неофициалам", понятное дело, внимания уделяется меньше».
Несколько нюансов
Сроки поставки автомобилей «серыми» дилерами – 1,5-2 месяца. Обычно они соблюдаются, но бывают и задержки. «Чаще это связано с форс-мажором, – говорит Сергей Капитонов. – Например, была такая ситуация. Автомобили грузятся на корабль в контейнеры. В каждом – три автомобиля. Один из автомобилей вызвал подозрение у таможни, в результате, на несколько недель задержали весь контейнер, хотя наш автомобиль был "чистый". Но это частные случаи».
Тайтл (title) – это американский аналог техпаспорта. Без него нельзя поставить автомобиль на учет в России. Не часто, но возникают проблемы с получением тайтла в США. «Сейчас в американском порту стоит 30 автомобилей BMW X5, – говорит Дмитрий Охапкин. – Московские компании пока не берут даже предоплату, хотя клиенты готовы их купить – американцы не отдают тайтлы, препятствуя таким образом вывозу Х5 из США. Но это касается дефицитных автомобилей. У нас же есть свои каналы связи, так что этот Х5 имеет полную документацию – вероятно, это первый автомобиль нового поколения в России».
«Автомобиль плывет по морю 20-30 дней, и на моей памяти не было случая, чтобы за это время не удалось получить всех документов, – добавляет Сергей Капитонов. – Проблемы с тайтлами возникали только в отношении автомобилей, которые были приобретены в США в лизинг. Лизинговая компания требует полной выплаты денег, прежде чем вернуть тайтл».
И, конечно, при покупке автомобиля лучше вооружиться калькулятором. Дело в том, что существуют ценовые пороги, переходя которые приходится переплачивать на таможне. Например, вы покупаете автомобиль стоимостью $61 000 (в США) с объемом двигателя 4,3 литра. Таможенный платеж – $30 932. Подумав, добавляете в комплектацию люк за $1 000, и таможенный платеж возрастает до $42 104.
Наконец, американцы измеряют расстояние в милях, а температуру в фаренгейтах, поэтому показания приборов могут быть непривычными. «Почти все автомобили имеют европейские аналоги, поэтому перевести приборы на километры и градусы Цельсия – не проблема, – говорит Сергей Капитонов. – То же относится к поворотникам: на многие модели можно установить оранжевые рефлекторы от европейских машин. Тем более, запрет на красные поворотники в силу так и не вступил».
Итак, если благосклонность челябинского дилера не является для вас решающим фактором, «серые» дилеры помогут получить ощутимую «скидку». И все же многие предпочитают официалов – фирменный салон создает «правильное» ощущение от покупки дорогой вещи. Да и шансов нарваться на мошенников меньше.
|