Как стратег, я выезжал бы на таком автомобиле (извините, улицы у нас весной грязные).
– Сильная работа рождает сильных людей! – отвечал самый первый директор (впоследствии – министр) Владимир Поляков.
– Этот автопром еще всех нас переживет! – с горьким оптимизмом заканчивал последнее интервью «ЗР» Владимир Каданников.
Не сомневаюсь, что под словом «автопром» он имел в виду родную «Ладу». Кто же будет желать зла марке, на которой держится благополучие российского бюджета и сотен тысяч наших сограждан. А когда начинаешь мысленно представлять себе эту ответственность, то директором быть не хочется. А вот порассуждать от его лица – интересно.
Это «Проект С», который долго запрягали, но пока он так и не поехал в народ. О дизеле или электричестве для него создатели даже не мечтали.
Знаю, что хорошей традицией на АвтоВАЗе всегда был первый объединяющий тост: «За трубу!» Смысл – чисто заводской: дымит труба, значит, работаем! Я бы тост оставил, а вот насчет дыма из трубы серьезно задумался. Тем более, что в прошлом году он и так уменьшился наполовину. И чтобы удержаться на рынке, «Ладе» сегодня нужна быстрая и глубокая модернизация, какую получили, например, чешская «Шкода», румынская «Дачия», индийская «Тата»...
С руководителями всех этих обновленных компаний я беседовал не раз. К примеру, главой концерна «Тата» недавно был назначен Карл-Петер Форстер, бывший руководитель «Опеля» и европейского отделения «ДМ». Скажу сразу: на фоне такого опытного и энергичного управленца, я бы сразу снял свою кандидатуру. Но, как всегда, упустили, ушел в команду конкурентов. А скорее всего – и не хотели…
Нашим играть в этом году будет ну очень тяжело. Главная проблема – нет стратегии нападения, то есть создания конкурентного автомобиля для внутреннего и внешних рынков. А точнее, нет денег – нет стратегии. А еще точнее, как мне кажется, нет и воли, какая была у первого государственного директора Владимира Полякова!
Мировой лидер – немецкий автопром – в кризисном 2009 году не только ни снизил инвестиции в исследования и разработки, а напротив, увеличил их на 44% – до 20,9 млрд. евро. Более половины этой суммы предназначено для развития экологических технологий: именно в них немцы почуяли потенциал будущего! В целом же они четко настроены на интенсивную совместную работу науки и производства. И, между прочим, уверены в том, что в Европе займут свою нишу по части «электрических» технологий. В пику японцам.
Электромотор современного немецкого автомобиля, выполненный по схеме с внешним ротором: 1 – постоянный магнит, 2 – ротор, 3 – обмотки статора, 4 – токоподвод.
Впрочем, эти надежды мне кажутся запоздалыми – лет, эдак, на пять. Литий-ионные технологии с азиатским отливом смотрятся убедительнее, поскольку европейцы явно засиделись на старте. В разговорах про экологию они, в итоге, так и не решились сделать это направление ключевым! А с учетом огромных экологических проблем и столь же гигантских сумм, которые тот же Китай вкладывает сегодня в электромобилизацию, делать ставку на европейцев хочется далеко не всем...
Блок литий-ионной батареи содержит электронику, обеспечивающую безопасность. Без постоянного контроля батареи взрывоопасны
Под корпусом таких батарей собраны десятки ноу-хау
«Хонда» видит улицы мегаполисов, заполненные трехколесными электромобилями
Швейцарский «Ринспид ИС?» не просто автомобиль, а целая концепция. В пределах города машина ездит сама, а между городами – в вагонах поезда Интерсити-экспресс, где и подзаряжается
Конечно, все набирают воздуха для нового спурта. Идей, как заставить электричество лихо брать разгон или, напротив, экономить энергию, сегодня предостаточно. Правда, до сих пор глобального прорыва здесь нет: электромобили по-прежнему больше напоминают аттракционы, нежели повседневный транспорт для солидных пробегов. Что до водорода, то ему пока что не хватает развитой инфраструктуры, чтобы считать себя полноправным преемником бензинов и дизтоплива. Однако же цель определена – и это главное.
Сегодня же очевидно другое: ДВС еще долго будет первым парнем и в городе и деревне. А если так, то из него и дальше будут выжимать все соки, сражаясь за новые проценты в экологии, экономичности, мощности, динамике и т.п. Эксперты намекают на то, что процентов, эдак, 20-30% очень даже реальны… Не знаю – но хочется быть оптимистом.
Монитор наглядно показывает потоки энергии в гибридном автомобиле. Сейчас колеса крутит только электромотор
Блок силовой электроники первого поколения «Тойоты Приус». Нам и сегодня такие в диковинку
А возвращаясь к моему желанию побыть стратегом я, насмотревшись в Женеве на передовую автомобильную технику, обернутую в современный интернациональный дизайн, обязательно записался бы на прием к… премьер-министру! На этой неделе (!), когда обещают рассмотрение в Правительстве новой стратегии развития остатков АвтоВАЗа.
Я бы предложил окончательно подарить «Ладу» альянсу «Рено-Ниссан»! Ей-богу, была бы неплохая связка Европы и Азии…
И несколько миллиардов евро, помноженных на рубли налогоплательщиков, не надо было бы тратить впустую.
Вместе с электромобилями должны появиться и электро-АЗС. Причем – много! И у нас в России!
|
|||||||||||||||||
Представит себя директором "Автоваза" и порассуждает корреспондент Петр Меньших |
2008 - 2024 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |