Одним из символов тяжелой автомобильной промышленности СССР является грузовик ГАЗ-АА, более известный в народе, как «полуторка». Свое название автомобиль получил за номинальную грузоподъемность в 1,5 тонны, хотя на самом деле грузовик мог перевозить свыше двух.
Прототипом для создания легкого и компактного грузовика стала модель Ford и от американской компании была получена лицензия на сборку. Правда, советские конструкторы внесли в грузовик свои изменения, подготовив его к местным условиям эксплуатации.
Советские инженеры полностью поменяли систему рулевого управления, усилили картер трансмиссии, а также задействовали в конструкции воздушный фильтр. Первая «полуторка» сошла с конвейера в январе 1932 года, и она была собрана исключительно из американских комплектующих. А уже через год производство грузовика было налажено по полному циклу, то есть все комплектующие и агрегаты изготовлялись на Горьковском автомобильном заводе. Первые «полуторки» имели деревянную кабину и только в 1934 году ее заменили на металлическую.
Что касается качества и практичности грузовика, то он обладал как существенными недостатками, так и весомыми преимуществами. К первым можно отнести малый ресурс некоторых агрегатов. В системе трансмиссии крутящий момент передавался от карданного вала на бронзовую втулку, которая очень часто выходила из строя. Еще одним слабым местом грузовика были шины, ведь их ресурса хватало не больше 10 тысяч километров. Не более полугода работали стартер с аккумуляторов, так что большинству водителей вообще пришлось от них отказаться и заводить автомобиль ручкой.
Что касается положительных качеств, то самым основным была неприхотливость и выносливость двигателя. Кроме того, силовой агрегат «полуторки» мог работать на бензине любого качества, а в теплое время года даже на керосине. О неприхотливости грузовика ходили легенды, ведь бывали случаи, что автомобиль вместо бензина заправляли маслом, и он все равно ехал. Это стало возможным благодаря низкой степень сжатия, которая была всего 4,25:1.
До начала 40-х годов «полуторка» была не просто самым массовым грузовиком, но и самым распространенным автомобилем в СССР. Понятно, что именно этот небольшой грузовик стали задействовать во время Великой отечественной войны. На базе ГАЗ-ММ строили военную технику, а также использовали сами грузовики.
До начала войны на Горьковском заводе выпускалось в среднем 60 грузовиков в день, но в 1941 году необходимо было существенно ускорить производство. Для этого было решено упростить конструкцию, так что на «полуторке» исчезли передние тормоза, одна фара, а борта стали неоткидными. Двери сначала заменили на брезентовые, а потом от них вообще отказались, чтобы водитель мог быстрее выпрыгнуть из кабины. На автомобиле не было топливного насоса, а бензин попадал из бака самотеком. Для этого его установили прямо над коленами водителя, так что при попадании в бак пули водитель мог загореться.
Особо отличилась «полуторка» во время блокады Ленинграда. Вся провизия поставлялась в заблокированный город по Ладожскому озеру и только «полуторка» с ее небольшим весом могла подойти для эксплуатации по тонкому льду. Конечно, случалось разное, так что и сейчас на дне озера лежат затонувшие несколько сотен легендарных грузовиков.
|
|||||||||||||||||
Одним из символов тяжелой автомобильной промышленности СССР является грузовик ГАЗ-АА, более известный в народе, как «полуторка». Свое название автомобиль получил за номинальную грузоподъемность в 1,5 тонны, хотя на самом деле грузовик мог перевозить свыше двух. |
2008 - 2024 Autokost.kz Автомобили в Казахстане Создание сайта vakas.ru |