– Какую машину вы водите? – спросил я Сергея, одного из участников Land Rover Experience.
– Range Rover.
На таком же «рэндже» он только что преодолел внедорожный маршрут.
– Сложно?
Деликатная пауза…
– Нет, скорее, подозрительно легко. В обычной жизни я не пробовал автомобиль на таких препятствиях и пробовать не собираюсь. Но едет он настолько уверенно, что серьезности испытания не ощущаешь. Самое большое впечатление произвели не внедорожные качества, а комфорт, который сохраняется даже на такой трассе.
Так начинались покатушки Land Rover Experience, состоявшиеся на прошлых выходных на одном из шершневских карьеров.
Land Rover и Range Rover окопались в нише люксовых автомобилей, и кое-кто может обвинить их в изнеженности асфальтом. Мол, наехать на бордюр или преодолеть грунтовку им по силам, но чтоб в Camel Trophy…
Однако Land Rover Discovery III, а также оба «рэйнджа», вероятно, самые способные проходимцы за всю историю компании. Оспаривать первенство по силам старине-дефендеру, но только если за рулем опытный джипер. А «диско» и «рэйнджи» нашпигованы таким количеством хай-тека, что ринуться во все тяжкие может даже новичок.
Камнем вниз
Самое драматичное препятствие, особенно для пассажиров – спуск с косогора. Кстати, уклон близок к 45 градусам, а это ни много ни мало 100 %, так что не надейтесь испытать подобные ощущения на асфальте – столь крутых дорог нет даже в горах. Причем сверху все выглядит совсем плохо. Из-за капота видно только землю в трех метрах внизу, а спуск закрыт краем обрыва. Пассажиры, особенно женщины, обычно кричат, потому что вид набегающей земли вызывает иллюзию неконтролируемого падения. А я волновался, что зонтик, оставленный на заднем сиденье, съездит мне по затылку.
Для водителей проблема в другом. Еще до начала спуска инструктор активизирует систему Hill Descent Control (помощь при спусках) и просит убрать ноги с педалей. Пока не научишься доверять «Лэнд киборгу», сделать это ахрисложно, и нога инстинктивно целится в педаль тормоза. Но если перебороть себя, то после начального ускорения автомобиль вдруг завязнет в пространстве и ты ощутишь лишь тяжесть своего тела, висящего на ремнях безопасности. Система HDC использует тормозные механизмы, чтобы минимизировать проскальзывание колес и сделать «посадку» мягкой.
Правда если под колесами слякоть, HDC бессилен. В этом смысле увлекательней был ноябрьский Land Rover Experience, когда грунт раскис, и первое, что мы увидели на тестовом участке, был буксующий КамАЗ. Тогда «Лэнды» и «рейнджи» сигали с этих косогоров без электронной страховки, пролетая вперед метров пятьдесят, пока хрустящей из последних сил АБС удавалось взять контроль над ситуацией.
А еще автомобили способны въезжать на косогоры, с крутизной около 100 %. Причем в отличие от предыдущих мероприятий организаторы отказались от использования специальных траков, повышающих сцепление колес.
При соскальзывании тяжелой машины (Disco III весит 2,5 тонны) или пробуксовке колес траки рвут шины, поэтому ездили по «живому» грунту. Зрелище жуткое – слева от колеи огромный валун, и при неудачах автомобиль скользил вниз и разворачивался поперек, проходя в холодящей близости от камня. Но если начальная скорость выбрана правильно, пробуксовка начинается лишь к концу подъема и полному приводу удается втянуть автомобиль на вершину. Стоит учесть, что все машины были обуты в шоссейную резину.
Были и «шоу-препятствия». Например, экстремальные качели, которые шмякают автомобиль с такой силой, что задние колеса отрываются от бревен. Или проезд по мосту из сосновых стволов на высоте более 2 метров. Или езда по склону, на котором крен достигает порядка 30 градусов – чтобы исключить переворот, машина «приседает» на верхний ряд колес, уменьшая наклон.
Тонкости вывешивания
Импровизированная колея в молодой траве. Здесь проедут даже «Жигули», если бы не расположившиеся в шахматном порядке рытвины глубиной сантиметров 10-15. Некоторые автомобили имеют дорожный просвет такой величины, и не смогут не то что проехать здесь, но даже дотянуться колесом до дна ямы. Пневмоподвеска Disco III поднимает кузов до предела, просвет увеличивается до 240 мм, а ходы колес вы можете оценить по фотографии. Кстати, Land Rover применяет специальную схему соединения пневмоцилиндров, которая имитирует работу… зависимой подвески – если одно колесо наезжает на препятствие, второе стремится опуститься. При штурме бугров и впадин это позволяет исключить провисание разгруженного колеса.
Кстати, из-за длинноходной подвески добиться диагонального вывешивания непросто. Поэтому пришлось насыпать два искусственных бугра высотой с колесо автомобиля, расположенных как раз по диагонали. Правда чтобы «вывесить» автомобиль, требовалось попасть точно на бугры, но если удавалось, автоматически блокировались центральный и задний дифференциалы, и автомобиль легко соскакивал вниз. Таким трюком его не проймешь.
Кстати, помимо проходимости пневмоповодвеска обеспечивает удивительный уровень комфорта, который отметили почти все участники.
Почему Land Rover похож на цифровой фотоаппарат?
За систему Terrain Response в 2005 году Land Rover получил престижнейшую награду журнала Popular Science. Название системы можно перевести как «реакция на покрытие», а работает она аналогично системе управления цифровым фотоаппаратом.
Помните времена, когда фотография была уделом профессионалов? Тех, кто знал волшебные слова «экспозиция», «выдержка», «диафрагма». Современный цифровик делает все за вас – измеряет экспозицию, выбирает оптимальные значения выдержки и диафрагмы, чувствительность матрицы, настраивается на резкость. Также и автомобиль, оснащенный Terrain Response: именно поэтому Сергею, владельцу Range Rover, препятствия показались «подозрительно легкими».
Сначала с помощью солидного «барашка» вы выбираете режим движения: песок, лед/трава/снег, грязь/колея, камни. Подобным образом в цифровике можно выбрать ночную, спортивную или портретную съемку.
После этого автомобиль перенастраивает все системы. Например, в режиме «Камни» пневмоподвеска задирает кузов в верхнее положение, дифференциалы блокируются, включается пониженная передача, а реакции на педаль газа притупляются. Кстати, притупляются основательно: в этом режиме я даже тронулся не сразу – на легкое прижатие педали газа автомобиль не отреагировал. Зато на кочках или зыбком грунте «тупая» педаль удобна.
Система Terrain Response в сочетании с остальными примочками превращает езду по бездорожью в прогулку. И лавры можно присвоить себе – не все же понимают, что успех обеспечен электроникой и прецизионной техникой.
Конечно, профи на подготовленном «уазе» уделает любой «террейн респонс», но для большинства владельцев Land Rover важна легкость использования, а не запредельная проходимость.
Брат 2
Особенно наглядно величие больших машин проявлялось на фоне младшего брата Freelander II. Да, речь идет о паркетнике, однако далеко не самом «хилом» – например, у него есть система Terrain Response и Hill Descent Control. И все же большая часть препятствий «фрилику» не по зубам – на рытвинах не хватает просвета и хода подвески, при диагональном вывешивании «хандрит» подключаемый полный привод.
Однако с горок он сигает не менее уверенно, на косогорах хоть и кренится больше (нет пневмоподвесок), но склонностью к переворотам не пугает. И у него есть большой плюс – он компактен, и просачивается там, где «взрослые» шоркаются боками о ветки и – о, ужас! – о стволы ив и берез.
Нынешний Land Rover Experience интересен тем, что впервые подобное мероприятие организовывали не московские доки (на московских же машинах), как Touareg Experience или прошлогодний Land Rover Experience, а челябинский дилер, компания «Планета Авто». Это одно из условий сохранения дилерства марки.
И мероприятие удалось. Для менеджеров автосалона каждое касание грунта бампером или быстрая езда по выбоинам – как нож по сердцу, и все же они держались. В течение 6 часов машины отдавались на растерзание гостей, большая часть которых использует продукцию Land Rover ежедневно. Но использует куда нежнее, а Land Rover Experience дал возможность взглянуть на свой автомобиль другими глазами. Глазами любителя бездорожья.
|